МБОУ СОШ №80 г. Новосибирск

Летний лагерь

 

 

 

 

 

 

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 80»

 

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №80

Быкова И.Н.

«10» апреля 2018 г.

 

    

«Горница»

 

Программа воспитания

и дополнительного образования детского пришкольного оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием «Теремок»

на базе МБОУ СОШ №80

Авторы программы: начальник ЛДП Рыбалова Ирина Михайловна,

заместитель директора по воспитательной работе Яхина Т.С.

 



 

Новосибирск, 2018

 

Информационная карта программы

Название программы «Горница»

Программа воспитания и дополнительного образования летнего оздоровительного лагеря   с дневным пребыванием детей на базе МБОУ СОШ №80 «Теремок»

Наименование организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №80»

Адрес организации

Новосибирская  область, г.Новосибирск, Советский район, ул. Энгельса, 6. Индекс 630098.

Телефон организации

345-14-26

Руководитель организации

Директор школы Быкова Инна Николаевна

Начальник ЛДП

 Рыбалова Ирина Михайловна

 

  Аннотация программы

Данная программа является составной частью  Программы воспитания и социализации обучающихся, плана воспитательной работы школы   и  направлена на воспитание обучающихся через  знакомство  с  народными  традициями,  культурой, творчеством.

Идея развития личности в процессе деятельности (В.Бехтерев, И.Блонский, Л.Выготский);

  • Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д.Грин);
  • Идея повышения эффективности дополнительного образования через развитие творческого потенциала учащихся (А.Щетинская);
  • Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский);
  • Идея формирования педагогической среды, способствующей самореализации личности (Н.Талызина, В.Ясвин)

 

Школа является единственным социальным институтом, через который проходят все граждане России.  Поэтому важная  роль в духовно-нравственном воспитании юных граждан России отводится образованию. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семьях, а более  системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и гражданско – патриотическое  воспитание личности происходит именно в школе. Поэтому в воспитательном пространстве  школы  и ЛДП сосредоточена   интеллектуальная,  духовная и культурная жизнь школьника. 

            В настоящее время развитие Российского образования и  общая социокультурная ситуация в школе  характеризуется  большим количеством  инновационных изменений.  Меняются приоритеты содержания обучения и воспитания,  появляются   новые педагогические технологии и совершенствуются  критерии оценки  деятельности образовательного учреждения.  Но неизменной остается  основа воспитания.   Мы, педагоги,  как и прежде,   создаем  условия для полноценного развития   в изменяющемся социуме, воспитывая  гражданина России на основе базовых национальных ценностей. Воспитание гражданина России начинается с понимания обучающимися национального самосознания, которое  принимается  всеми гражданами. Школьники изучают представления о своей стране, её народе, традициях и культуре. Обращение к народному творчеству, традициям и культуре на современном этапе служит  хорошим средством передачи духовного опыта русского народа, традиций народной педагогики в воспитании нового поколения и возрождения русской культуры.

            Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
            Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным и негативным  влияниям.
Базовые ценности  лежат в основе уклада школьной жизни, определяют урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей, воспитание их в лагере дневного пребывания.. Педагогический коллектив школы работает в тесном взаимодействии с учреждениями дополнительного образования - ЦДТ Советского района, культуры -   ДК «Приморский», библиотеки А,Барто, им.Ломоносова, патриотическими и спортивными центрами - «Дельфин», Спортивным комплексом «Энергия», и центрами молодежного досуга -  «Левобережье», «Спутник», «Факел».

            В данной программе учтены требования ФГОС:

·        о единстве образовательного пространства Российской Федерации; сохранении и развитии культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации;

·        об  овладении духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

·        о духовно-нравственном  развитии, воспитании обучающихся и сохранении их здоровья;

·        о создании   социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно -  значимой деятельности.

 

            Формирование гармонично развитой личности, развитие творческого потенциала  обучающихся  у нас в школе  ведется по   нескольким направлениям, каждое из которых представлено широким спектром традиционных мероприятий:

  1. изучение русской избы и  предметов быта  через музейные уроки – экскурсии «Русская изба», изучение истории Советского района в течение учебного года и летом, на занятиях в ЛДП;                

 

  1. изучение народных игр и песен через  уроки музыки, тематические занятия,  классные часы, проектную деятельность, интегрированные  музейные уроки и уроки музыки, массовые праздники  совместно с вокальным коллективом «Соловушка в течение учебного года и  летом в ЛДП.

   

  1. изучение народных традиций  и культуры народов России и народностей Сибири через школьный фестиваль проектов и тематические занятия и праздники  летом в ЛДП;   

  

  1. знакомство с народными традициями и культурой разных народов в рамках   городского  проекта «Этническая мозаика» совместно с Городским межнациональным центром;

  1. популяризация славянской культуры, традиций и  народного фольклора через участие в районном шествии школьников,  посвященном Дню славянской письменности и культуры,  изучение истории родного города через тематические и музыкальные уроки в ЛДП.

 

  1. Изучение народных сказок, поговорок в рамках образовательных предметов «Литературное чтение» и «Литература», знакомство с обычаями, народными традициями в рамках изучения предметов «История», изучение   традиционных  народных ремесел на уроках географии и ИЗО, в рамках тематических занятий в ЛДП.

                                                             

  1. Изучение народных традиций и игр в рамках работы ЛДП совместно с вокально - хоровой студией «Соловушка»; 

  1. Популяризация персонажей  русских  народных сказок, игр при новогоднем оформлении школы и при  проведении массовых Новогодних утренников для учащихся начальной школы старшеклассниками, при проведении массовых мероприятий и игр в ЛДП.

В основе   Программы   лежит системно- деятельностный  подход, который обеспечивает:

§  проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся  и воспитанников в системе образования и воспитания;

§  активную учебно-познавательную и развивающую деятельность обучающихся и воспитанников;

§  построение образовательного и  воспитательного  процесса с учётом индивидуальных возрастных  психологических  особенностей обучающихся и воспитанников.

Данная дополнительная образовательная программа является по уровню усвоения – общеразвивающей, по цели обучения – познавательная, по форме -  комплексная.

 

 

Паспорт программы

Наименование программы

Программа воспитания  через знакомство с народными традициями

«Горница»

Научный руководитель

Величко Анна Николаевна, канд. пед. наук, доцент, зав. каф. естественнонаучного образования НИПКиПРО

 Правовое обоснование  программы

·      Федеральный Закон от 27.12.2012№273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

·      Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2021 года;

·      Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, от 17.11.2008г. № 1662-р;

·      Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Пр.-271 от 04.02. 2010.

·      Указ президента РФ «Об утверждении основ государственной культурной политики» от 24 декабря 2014г. № 808;

·      Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

·      Нормативные документы международного уровня:

·      Декларация прав ребенка;

·      Конвенция о правах ребенка;

·      Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей.

·      Нормативные документы федерального уровня:

·      Указ Президента Российской Федерации о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы;

·      Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015);

·      Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка б Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015);

·      Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. СанПиН 2.4.4.2599-10;

·      Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков. СанПиН 2.4.2.2842-11;

·       

·       Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей. СанПиН 2.4.4.3155-13;

·       Приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 КИМн «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха»;

·       Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2015);

·       Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 №1176 «О Правилах дорожного движения» (ред. от 02.11.2015);

·       Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации») (ред. от 10.11.2015);

·      Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (ред. от 23.11.2015);

·       Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ред. от 31.12.2014);

·       Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (ред. от 05.10.2015);

·      Нормативные документы регионального уровня:

·      Постановление Правительства Новосибирской области от 28.03.2014 № 124-п «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей на территории Новосибирской области»;

·       Постановление Правительства Новосибирской области от 29.12.2012 №628-п «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Новосибирской области на 2012 - 2017 годы»;

·       Постановление главы администрации Новосибирской области от 08.09.1998 №538 (ред. от 27.08.2009) «О введении в действие Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территории Новосибирской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

·       Постановление мэрии города Новосибирска от 21.04.2014 г. № 3386 «Об утверждении Порядка предоставления путевок в детские оздоровительные лагеря в каникулярное время».

Цель реализации программы

 Организация благоприятных условий для полноценного летнего отдыха, досуга детей, развития их личностного потенциала, оздоровления, воспитания чувства патриотизма, укрепления нравственного и физического здоровья, формирования экологической, гражданско-общественной и коммуникативной компетентности  в летний период  на  основе  ценностей народной  традиционной культуры, передачу от  поколения к поколению норм, традиций  и формирование гармонично развитой личности  через  реализацию каждым человеком своего творческого потенциала.


 Задачи программы

   знакомство с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям  и воспитание детей в духе следования национальным культурным традициям;

   приобщение обучающихся к самостоятельной творческой, исследовательской деятельности и развитие творческих способностей и навыков в процессе изучения основ традиционной народной культуры;

  •  укрепление здоровья, физической выносливости и вовлечение детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность через обеспечение длительного пребывания  на воздухе для формирования навыков здорового образа жизни;
  • сохранения культурно-исторического наследия своей страны и воспитание культуры общения;
  • воспитание чувства патриотизма и уважения к истории своей страны  и самореализации детей посредством приобщения к культуре своей страны.

Этапы реализации программы

2017-2018 гг.-организационный

2019-2020гг.- практический

2021-2022 гг.- аналитический

Прогнозируемые конечные результаты деятельности

При реализации программы обучающиеся и воспитанники получат возможность узнать:

          народные обычаи и традиции;

          предметы быта  русской избы;

          устное народное творчество (потешки, пословицы, считалки, скороговорки,  заклички, сказки, народные игры, танцы, песни,   народный календарь;

          этапы изготовления  простых игрушек из глины, пластилина, соломы, ткани;

          основные  народные промыслы России;

          основы исследовательской работы в сфере празднично-игровой культуры.

 

Руководитель программы: директор МБОУ СОШ № 80 – Быкова Инна Николаевна.

Исполнители: заместители директора школы по УВР Москвина А.Н., Мирошникова Г.А., заместитель директора по воспитательной работе Яхина Т.С., руководитель вокально – хоровой студии «Соловушка» Иванова Т.М., руководитель музея школы Караваева С.В., преподаватели ИЗО и технологии Есинская С.В., Гридина Л.А., педагоги и классные руководители школы, воспитатели ЛДП.

Реализуемые  подпрограммы:

Программа работы школьной библиотеки

 Программа работы школьного музея,

Программа вокально- хоровой студии «Соловушка»:

Хоровое пение;

 индивидуальный вокал (народное,   академическое пение);

Сценическая речь

 Обучение игре на блок – флейте;

Театральный кружок «Теневой театр»;

Программа развития школьного самоуправления «Лидер 21 века».

Актуальность программы

 Эмоциональное развитие и эстетическое воспитание через  возрождение народных культурных  традиций затрудняется влиянием средств массовой информации, западными мультфильмами, которые вызывают бездуховность, жестокость и агрессию.    Актуальность, педагогическая целесообразность программы заключается в том, что изучение традиционной культуры имеет большое значение в  воспитании подрастающего поколения. Изучение народных традиций,  ценностей культуры быта, песен и игр способствует формированию активной и полноценной личности, воспитанию у обучающихся любви к родному краю, стране, уважительного отношения к людям труда, истории народов и достижениям предшествующих поколений, знакомство с народными промыслами   помогает найти школьникам  и воспитанникам ЛДП правильные ориентиры развития  и воспитания.

Стратегия достижения поставленной цели

Достижению поставленной цели способствует нормативно – правовая база программы:

  • Федеральный Закон от 27.12.2012№273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
  • Письмо Минобрнауки России, департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 12.07.2013 г. № 09-879 "О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общебразовательной школе";
  • Концепция развития дополнительного образования детей в РФ;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
  • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р"Стратегия развития образования в РФ на период до 2025 года";
  • Письмо МО и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 "Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ;"
  • Программа воспитания и социализации школьников МБОУ СОШ №80;
  • План воспитательной работы МБОУ СОШ № 80;

            В рамках данной программы предусматривается  знакомство  обучающихся и воспитанников ЛДП   с устройством русской избы, ее убранством,  предметами быта  в рамках  тематических музейных уроков, проведения народных игр, изучения и  исполнения песен, создания предметов празднично-игровой культуры, оберегов, включая лепку игрушек из пластилина и глины, роспись глиняных игрушек в рамках  проведения  занятий по предметам: изо, технология, тематических занятий кружков, применения полученных знаний  на школьном фестивале проектов на праздниках и занятиях в ЛДП. Реализация  программы способствуют активному и практическому приобщению обучающихся и воспитанников ЛДП к народной и игровой культуре, формированию их эстетических и творческих представлений, помогает выявлять и развивать творческие и  художественные способности детей в процессе  познавательной и практической деятельности.

            Отличительной особенностью данной программы является то, что она строится на сочетании разных направлений образовательной и воспитательной деятельности: в процессе занятий, музейных уроков, игр, экскурсий и массовых мероприятий  обучающиеся  и воспитанники ЛДП знакомятся с народными традициями, играми и праздниками,  основами фольклора, декоративно-прикладного искусства, а затем  на практике закрепляют полученные знания, исполняя народные песни, играя на музыкальный  народных инструментах, проводя  народные игры, изготавливая простые игрушки, куклы – обереги, национальные блюда.

            Важным в программе является то, что  обучающиеся и воспитанники ЛДП привлекаются к практической и исследовательской деятельности по сохранению и возрождению традиционной празднично-игровой культуры, участвуя в тематических фестивалях проектов,  обучаются подготовке исследовательских материалов и творческих номеров  для выступлений на  общешкольном фестивале проектов, на творческих занятиях и праздниках в ЛДП,   по итогам каждого учебного года.

            Основными формами реализации программы  являются теоретические и практические занятия по  изучению народных  традиций, устного  народного творчества, народных ремесел,  песен, игр, культуры быта,  убранства  русской избы в рамках  освоения обучающимися  образовательных  программ по  предметам: литература, история, технология, изобразительное искусство, музыка, тематических музейных уроках, на занятиях вокально – хоровой студии «Соловушка», на занятиях  и праздниках в ЛДП, во внеклассной и внеурочной  деятельности  через  участие в праздниках, фестивалях,  посещение краеведческих музеев и тематических выставок декоративно-прикладного искусства.

            Научно-исследовательской продукцией по итогам реализации программы могут быть   показы тематических мастер – классов, демонстрация народных игр, праздников, публикации в печати, выступления на научных конференциях школьников, участие в  школьном фестивале проектов, творческие выступления воспитанников ЛДП.

Содержательная часть  программы включает разделы по изучению устного народного творчества,  народных обрядов через прослушивание и просмотр записей фольклора и  посещение фольклорных праздников. Прозаические жанры русского фольклора, сказки, пословицы, поговорки обучающиеся изучают через  коллективные чтения и лепку  героев сказок.   Большое значение для изучения народного творчества учащимися нашей школы имеют выступлений   вокально - хоровой студии «Соловушка», которая является активным участником всех школьных массовых мероприятий и в ЛДП.  Посещение  занятий в данном коллективе дает ее воспитанникам возможность самим приобщится к вокальному творчеству, познакомиться ближе  с народными песнями, обычаями и традициями.  На  уроках музыки и занятиях вокального коллектива «Соловушка» школьники разучивают обрядовые песни, игру на народных инструментах, на занятиях в ЛДП все воспитанники имеют возможность приобщится к народному творчеству, разучить  народные игры и песни.

            В рамках работы школьного музея, на тематических музейных уроках,  обучающиеся  и воспитанники ЛДП знакомятся с  устройством русской избы, ее убранством,  культурой быта русской избы, народным костюмом, знакомятся с традициями изготовления кукол – оберегов. Школьникам нравится на практике пробовать в действии предметы быта, такие, как рубель, коромысло, утюги, ступки, прялки. Совместные интегрированные  занятия вокально – хоровой студии «Соловушка» и музейные уроки помогают воссоздать  обстановку быта русской избы, когда  наши воспитанники  могут играть в народные игры и обучаться обращению с предметами быта – прялкой, рубелем, ступкой.

             Сотрудничеству школы  с городским межнациональным центром  уже более 7 лет. Успешное участие в интеллектуальных играх городского проекта «Этническая мозаика», проводимого городским Межнациональным центром,  помогает нашим воспитанникам изучить традиции и обычаи разных народов и национальностей более глубоко и в интересной форме командных игр. Подготовка к данным играм требует знакомства и изучения школьниками большого количества специальной  познавательной литературы и способствует привитию навыков чтения. В процессе игр школьники получают возможность приобщиться к традициям, обычаям и культуры разных народов, стран, находить сходства и различия с нашей народной культурой и традициями.

 На занятиях по изобразительному искусству и технологии обучающиеся  изучают народные ремёсла и промыслы, учатся резьбе и росписи по дереву, лепке из глины, вышивке. По итогам изучения тематических разделов программ обязательно выполняются коллективные и индивидуальные  работы, где обучающиеся на практике применяют полученные знания. Данная работа продолжается и в рамках ЛДП.

При реализации программы используются различные методы обучения:

          словесные – рассказ, объяснение нового материала;

          наглядные –просмотр тематических  видеофильмов, изучение традиций,  новых игр, демонстрация иллюстративного материала через просмотр фильмов;

          практические – изучение  народных  игр, песен,  изготовление и раскраска игрушек.

            При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: учебной и практической.

Для реализации программы есть все необходимые условия:

Кабинеты для проведения теоретических и практических занятий.

Оборудование: столы для теоретических и практических занятий;

шкафы для хранения инструментов, материала, наглядных пособий и литературы.

Инструменты и приспособления.

ТСО: компьютеры, мультимедийные проекторы

Музыкальная аппаратура

Музыкальные инструменты (бок – флейта, ложки).

Ожидаемые результаты  и оценка качества реализации проекта

При реализации программы обучающиеся и воспитанники ЛДП  получат возможность познакомится с:

  • народными обычаями и традициями;
  •  убранством  русской избы и  с предметами быта, историей города Новосибирска, памятниками культуры, архитектуры города, памятными датами в истории России;
  • устным  народным творчеством (потешки, пословицы, считалки, скороговорки заклички, сказки,  народные игры, танцы, песни, знакомство с народным календарем;
  • этапами изготовления  простых игрушек из глины, пластилина, соломы, ткани;
  • основными  народными промыслами России;
  • основами исследовательской работы в сфере празднично-игровой культуры.

Обучающиеся и воспитанники ЛДП , проявившие повышенный уровень мотивации к изучению народной игровой культуры, будут привлекаться к исследовательской деятельности, участию в научно-практических конференциях школьников по темам, связанным с народной культурой.

Проверка результатов обучения может осуществляется во время занятий через:

  • наблюдения педагогов и воспитателей  за практической работой обучающихся;
  •  проведение социологических опросов;
  • оценку качества самостоятельно проведенных мастер -классов;
  • участие в празднично-игровых мероприятиях и фестивалях.
  • анкетирование, результаты опросов.

            Основным образовательным результатом осуществления  данной  программы является сформированная способность детей к  пониманию и присвоению  народной культуры, традиций,  развитие творческого потенциала.  Формы подведения итогов реализации программы определены в предметных образовательных программах и программах дополнительного образования.  Через слово, игру школьники  приобщатся к духовным ценностям  русского народа. У них сформируется чувство гордости за свой народ, Родину. Ощущение причастности к великой культуре помогает воспитывать у детей  чувство коллективизма, дружелюбие, доброту, ответственность, внимание к  окружающим. Участвуя в играх, хороводах, обрядах, дети изучат правила поведения, культуру общения в коллективе,  обществе. Большое внимание педагоги и воспитатели ЛДП уделяют безопасности детей, своевременно проводят инструктажи и беседы по ПДД и всем видам безопасности детей.

Реализация программы в рамках ЛДП

I этап: Подготовительный (сентябрь -май):

  • участие в районных совещаниях, посвящённых подготовке к проведению летней оздоровительной кампании;
  • знакомство с правовыми документами нормативной базы, обеспечивающей качественный отдых детей в текущем году;
  • проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
  • издание приказа по школе о работе ЛДП;
  • разработка программы деятельности школьного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
  • отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря;
  • организация помещений лагеря согласно нормам и требованиям СанПин;
  • обеспечение допуска сотрудников к работе с детьми;
  • формирование списка детей, посещающих оздоровительный лагерь, на основании заявлений родителей.

II этап: Организационный (первый день работы лагеря):

  • встреча детей;
  • начало реализации программы ЛДП  «Горница»;
  • линейка, открытие лагерной смены;
  • знакомство с правилами внутреннего распорядка лагеря;
  • работа по плану воспитательных мероприятий.

III этап: Основной (16 дней):

  • реализация основной концепции смены;
  • вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел;
  • работа кружков, спортивных секций;
  • мероприятия с посещением  библиотеки, ДК «Приморский»,               клуба «КЮМ», СК «Энергия», УЦ МЧС, военно-патриотический клуб «Дельфин».
  •  спортивные мероприятия.

IV этап: Заключительный (последний день работы лагеря):

  • линейка, закрытие лагерной смены;
  • вручение грамот и благодарностей.

Содержание программы в рамках ЛДП

                      Условия реализации программы.

     Реализация программы проходит с помощью коммуникативных, творческих, развивающих и подвижных игр и занятий, праздников и викторин, музыкальных часов и музейных уроков; организации коллективных творческих дел, выполнению заданий по рефлексии выполненных дел, физические упражнения.

Педагогические условия.

  1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
  2. Организация различных видов деятельности.
  3. Добровольность включения детей в организацию жизни ЛДП.
  4. Создание ситуации успеха.
  5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
  6. Организация различных видов стимулирования детей.

Материально-техническое обеспечение.

  1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
  2. Материалы для оформления и творчества детей.
  3. Наличие канцелярских принадлежностей.
  4. Аудиоматериалы и видеотехника.
  5. Призы и награды для стимулирования.

Направления программы: Спортивно-оздоровительное.

Работа ЛДП  направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. День в лагере начинается с утренней зарядки, продолжительностью в 15 минут на улице или в спортивном зале в зависимости от погоды. Основной задачей этого режимного момента является укрепление физического развития, закаливание.

Спортивные соревнования, весёлые эстафеты, дни здоровья, беседы о здоровом образе жизни, беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма, подвижные игры на свежем воздухе развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные навыки и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни.

Общекультурное.

  Конкурсы рисунков на бумаге и на асфальте; лепка из солёного теста, пластилина и глины; конкурсы певцов, чтецов, танцевальные; беседы о детских писателях и поэтах, концерты, дают большие возможности в развитии художественных способностей детей. В процессе подготовки и проведения такого рода мероприятий, дети активизируют своё внимание, память, мышление, элемент соревнования добавляет интереса.

Духовно-нравственное.

Ролевые игры о дружбе, об уважении к старшим, литературно-музыкальные композиции, беседы о  городе, о государственных символах способствуют формированию гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважительного отношения к выдающимся людям своей страны.

Общеинтеллектуальное

Викторины почемучек, экологические конкурсы и сказки, КВН, брейн-ринг и другие конкурсы формируют у детей такие умения, как умение ставить проблему, искать необходимую информацию, умение сотрудничать, создавать алгоритм действия и т. д.

Критерии эффективности программы.

    Для того чтобы программа эффективно работала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

  • Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
  • Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
  • Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
  • Творческое сотрудничество взрослых и детей.

При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации. Для этого предусмотрены следующие формы организации деятельности оздоровительного лагеря по реализации программы:

  1. Массовые: праздники, конкурсы, экскурсии, спортивные соревнования, выставки.
  2. Групповые: спортивно-оздоровительные мероприятия, отрядные дела, беседы, ролевые игры.
  3. Индивидуальные: беседы, выполнение творческих работ.

Прогнозируемые  результаты реализации программы в рамках ЛДП.

Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в различных местах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе.

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, городу, стране;

- гражданская идентичность как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

Получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (Отечество, мир, знания, культура).

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов и культур;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях;

- эмпатия и толерантность как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия.

- умение предлагать помощь и сотрудничество;

- умение оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности;

- установка на здоровый образ жизни;

- готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения.

Методическое обеспечение программы «Горница» в рамках ЛДП

В основе реализации программы лежит деятельностный подход.

Успешной работе ЛДП способствует наличие необходимой  документации:

  • нормативное – правовые документы ЛДП и   подпрограммы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки;
  • должностные инструкции всех участников процесса;
  •  результаты анкетирования и диагностики воспитанников;
  • методические разработки занятий и мероприятий в соответствии с планом работы.

Основные направления и формы деятельности

    1.Спортивно-оздоровительное: спортивные соревнования, весёлые эстафеты, дни здоровья; беседы о здоровом образе жизни, беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма; подвижные игры на свежем воздухе; беседы с медицинским работником, оздоровительные мероприятия.

II. Общекультурное: конкурсы рисунков на бумаге и на асфальте; лепка из солёного теста, пластилина и глины; конкурсы певцов, чтецов, танцевальные; беседы о выдающихся людях России, концерты, изучение народных игр, праздников, песен.

III. Духовно-нравственное: ролевые игры о дружбе, об уважении к старшим, литературно-музыкальные композиции о войне, беседы о государственных символах, беседы о достопримечательностях родного  города Новосибирска; Советского района, изучение народных традиций, культуры.

IV. Общеинтеллектуальное: викторины почемучек, экологические конкурсы и сказки, КВН.

V. Социальное: посещение музеев, экскурсии, тематические часы, игры, конкурсы.

Прогнозируемые результаты

Организация деятельности ЛДП  предусматривает следующие результаты:

  • укрепление здоровья и  формирование навыков здорового образа жизни в результате вовлечения детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность, длительное пребывание на свежем воздухе;
  • раскрытие и развитие творческого потенциала детей в результате занятости их в творческой деятельности, участия в различных конкурсах и концертах;
  • личностное развитие каждого ребёнка, воспитание культуры общения, чувства патриотизма, расширение кругозора в результате разнообразия форм организации деятельности детей и методов воспитания;
  • создание благоприятного микроклимата в коллективе в результате овладения умениями и навыками сотрудничества и толерантности.

Сроки реализации программы в рамках ЛДП: с 01.06.2018г. по 27.06.2018г. (18 дней).

Категория участников программы: 6-18 лет

Программа универсальна. Может быть использована для работы с детьми разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Кадровое обеспечение программы

  1. Начальник ЛДП;
  2. Воспитатели
  3. Вожатые
  4. Психолог;
  5. Руководитель .музея «История школы»;
  6. Заведующая школьной библиотекой;
  7. Учителя физической культуры;
  8. Медицинский работник.
  9. Учитель по работотехнике.
  10. Преподаватель хоровой студии.

Материально-технические условия реализации программы

1.Игровые комнаты (настольные игры) – 5.

2.Библиотека (книги, наглядные пособия) – 1.

3.Спортивный зал (мячи, скакалки, обручи) – 1.

4.Актовый зал (музыкальное оборудование) – 1.

5.Открытая спортивная площадка - 1.

6.Столовая – 1.

7.Медицинский кабинет – 1.

Социальные партнёры

1. Библиотеки им.А.Барто, им.М.В.Ломоносова

2.ДК «Приморский».

3.КЮМ, СК «Энергия», УЦ МЧС, ЦДТ, «Дельфин»

4. Музей.

Преемственность  программы «Горница»  в  рамках ЛДП

Данная программа придерживается принципа преемственности, т.к. продолжает делать акцент на спортивно-оздоровительном направлении, развитии творческого потенциала детей.  Работа педагогов и воспитателей ЛДП   не ограничивается только играми развлекательного характера. Программа позволяет развивать познавательную активность детей, коммуникативную компетентность, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, традиции и культуру, умение искать информацию, интерпретировать её, сотрудничать друг с другом и помогать, учитывая иное мнение.

Список литературы и  методических материалов

  В качестве дидактических и методических  материалов при реализации программы используются  литература:

Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.

Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Мол. гвардия, 1991.

Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. лит., 2001.

Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 1994.

Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 1991.

Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 1983.

Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1985.

Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – М.: Искусство, 1988.

Русское устное народное творчество. Хрестоматия. / Сост. А.В.Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 1996.

Сахаров И.П. Сказания русского народа. – М.: Худ. лит., 1990.

Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.

Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников. / Сост. Ф.М. Селиванов. – М.: Просвещение, 1972.

предметы быта, находящиеся в экспозиции школьного музея ( прялка, коромысло, утюги, чугуны, ложки и др.);

тематические фильмы о культуре, традициях и быте народов  России;

тематические фильмы о народных играх;

тематические фильмы, представляющие народные промыслы  России;

тематические фильмы – учебные  пособия по народной культуре.

Интернет – сайты  о духовно – нравственном, партиотическом воспитании, культуре, традициях народа,  русской избе, ее убранстве и устройстве.

 

Устав лагеря

Педагоги обязаны:

1.      Иметь свой план работы и следовать ему.

2.      Организовывать активный, интеллектуально-эмоциональный и насыщенный отдых в течение дня.

3.      Жить и творить вместе с членами отряда.

4.      Предоставить каждому ребенку свободу выбора.

5.      Уметь понимать себя и других.

6.      Знать о местонахождении каждого ребенка в течение дня.

7.      Быть искренними.

8.      Помочь каждому ребенку, если ему трудно.

9.      Верить в свой отряд.

Педагог имеет право:

               1.  Быть не руководителем, а товарищем.

               2.  Помогать членам отряда в реализации их идей.

          3. Помнить, что воспитывают не только словом, но и делом и личным примером.

               4.Чаще вспоминать, какими они были в детском возрасте.

Дети обязаны:

               1. Неукоснительно соблюдать режим.

               2. Бережно относиться к имуществу лагеря.

               3. Принимать активное участие во всех мероприятиях.

               4. Найти себе занятие по душе.

     5. Быть полезным для других.

     6. Верить в себя и свои силы.

               7. Реализовывать все свои способности и таланты.

               8. Не скучать.

Дети имеют право:

              1.Иметь свою точку зрения и  уметь её отстоять.

              2.Разделить с педагогами ответственность за организацию жизни отряда.

              3.Иметь время для занятий по интересам.

              4.Обсуждать любые вопросы, связанные с жизнью отряда.

              5.Фантазировать. Изобретать. Творить.

 

 

 

Законы и правила лагеря

  Закон хозяина.

Лагерь - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.

Закон точности.

Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.

Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.

Закон поднятых рук.

Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.

Каждый в ответе за то, что с ним происходит.

Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.

Верь в себя и свои силы.

Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Музейный урок  «Русская изба»

Цель: Создание благоприятных условий для знакомства обучающихся с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщить к народным традициям и обычаям.

Задачи:

  • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, рубель, утюги и т.д.);
  • познакомить с кухонными принадлежностями: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;

Ход занятия:

Руководитель музея (хозяйка избы) встречает детей у входа.

— Здравствуйте,  ребята, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? ( ответы детей)

-Как мы себя чувствуем дома? (ответы детей)

— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?» (ответы детей)

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

— Почему же из лиственницы строили дома?

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.

— Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»?

Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.

Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

«Новая посудина, а вся в дырках» (сито)

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Дети пробуют просеять муку через сито.

«Что за барыня такая ?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)

Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Горшок был мужской и женский.

Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской.

Женский горшок по стуку — звонкий, по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.

Мужской по стуку-глухой, по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.

Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.

У горшка есть все части тела, почти как у человека: тулово, горлышко, носик, талия, губы, ноги. Попробуйте отгадать где же все это у горшка.

Приложение №2

Информационно -  историческая справка по теме «Русская изба»

  Слово "изба" (а также его синонимы "ызба","истьба", "изъба", "истобка", "истопка") употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна связь этого термина с глаголами "топить", "истопить". В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение (в отличие, например, от клети). 

  Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Русские предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили.

Внутреннее пространство избы 

  В крестьянских домах было, как правило, одно или два, реже три жилых помещения, соединенных сенями. Наиболее типичным для России был дом, состоящий из теплого, отапливаемого печью помещения и сеней. Их использовали для хозяйственных нужд и как своеобразный тамбур между холодом улицы и теплом избы.
            Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное пространство избы занимала духовая печь, которая на большей части территории России располагалась у входа, справа или слева от дверей.

Только в южной, центрально-черноземной полосе Европейской России печь находилась в дальнем от входа углу. Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи. Над ним была расположена божница с иконами. Вдоль стен шли неподвижные лавки, над ними - врезанные в стены полки. В задней части избы от печи до боковой стены под потолком устраивался деревянный настил - полати.

              Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан" или "прилуб". 
Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым.

Традиционная неподвижная обстановка жилища дольше всего удерживалась около печи в женском углу.
Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы.

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов.

В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь.

В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях.


Утварь

Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапли-вавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. В русской деревне утварью называлось "все движимое в доме, жилище", по словам В.И.Даля. Фактически утварь - это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей.

В русской деревне употреблялась в основном деревянная гончарная утварь. Метал-лическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше. Деревянная утварь по технике изготовления могла быть долбленой, болбленой, бондарной, столярной, токарной. В большом употреблении была также утварь, изготовленная и бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней сосны. Некоторые из необходимых в хозяйстве деревянных предметов изготавливались силами мужской половины семьи. Большая же часть предметов приобреталась на ярмарках, торжках, особенно это касалось бондарной и токарной утвари, изготовление которой требовало специальных знаний и инструментов.

Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в духовой печи и подачи ее на стол, иногда для засолки, квашения овощей. 

Металлическая утварь традиционного типа была, главным образом, медная, оловянная или серебряная. Наличие ее в доме было ярким свидетельством зажиточности семьи, ее бережливости, уважения к семейным традициям. Такую утварь продавали только в самые критические моменты жизни семьи.
Наполнявшая дом утварь изготавливалась, приобреталась, хранилась русскими крестьянами, естественно исходя из чисто практического ее использования. Однако в отдельные, с точки зрения крестьянина важные моменты жизни почти каждый из ее предметов превращался из вещи утилитарной в символическую. Сундук для приданого в один из моментов свадебного обряда из емкости для хранения одежды превращался в символ зажиточности семьи, трудолюбия невесты. Ложка, повернутая выемкой черпака вверх, означала, что она будет использована на поминальной трапезе. Лишняя ложка, оказавшаяся на столе, предвещала приход гостей и т.п. Одни предметы утвари обладали очень высоким семиотическим статусом, другие более низким.

Бодня, предмет домашней утвари, представляла собой деревянную емкость для хранения одежды и мелких предметов домашнего обихода. В русской деревне было известно два вида бодней. Первый вид представлял собой длинную выдолбленную деревянную колоду, боковые стены которой изготавливались из цельных досок. Отверстие с крышкой на кожаных петлях находилось в верхней части колоды. Бодня второго вида - это долбленый или бондарный ушат с крышкой, высотой 60-100 см, диаметром дна 54-80 см. Бодни обычно запирались на замок, хранились в клетях. Со второй половины XIX в. стали заменяться сундуками.

Для хранения громоздких хозяйственных припасов в клетях употреблялись бочки, кадки, лукошки разной величины и объема. Бочки в старину были самым обыкновенным вместилищем и жидкостей, и сыпучих тел, например: хлебного зерна, муки, льну, рыбы, мяса сушеного, поскони и разного мелкого товара.

Для заготовки впрок солений, квашений, мочений, кваса, воды, для хранения муки, крупы использовались кадки. Как правило, кадки были бондарной работы, т.е. делались из деревянных дощечек - клепок, стянутых обручами. они делались в форме усеченного конуса или цилиндра. они могли иметь три ножки, являвшиеся продолжением клепок. Необходимой принадлежностью кадки были кружок и крышка. Кружком прижимали помещенные в кадку продукты, сверху укладывали гнет. Это делалось для того, чтобы соления и мочения всегда находились в рассоле, не всплывали на поверхность. Крышка берегла продукты от пыли. У кружка и крышки имелись небольшие ручки. 

Лукошком называлась открытая цилиндрическая емкость из луба, дно плоское, из деревянных досочек или коры. Делалось с ручкой-ложкой или без нее. Размеры лукошка определялись назначением и назывались соответственно: "набирка","мостинка","ягодница", "грибница", и т.п. Если лукошко предназначалось для хранения сыпучих продуктов, то закрывалось надевающейся сверху плоской крышкой.

На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок - утварь для приготовления пищи в виде глиняного сосуда с широким открытым верхом, имеющим низкий венчик, круглым туловом, плавно сужающимся к донцу. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на 200-300 г каши до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи. Они редко орнаментировались, их украшением служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. В крестьянском доме было около десятка и более горшков разных размеров. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если он давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов.

Горшок - предмет бытовой, утилитарный, в обрядовой жизни русского народа приобрел дополнительные ритуальные функции. Ученые считают, что это один из самых ритуализированных предметов домашней хозяйственной утвари. В поверьях народа горшок осмыслялся как живое антропоморфное существо, у которого есть горло, ручка, носик, черепок. Горшки принято делить на горшки, несущие в себе женское начало, и горшки с заложенной в них мужской сущностью. так, в южных губерниях Европейской России хозяйка, покупая горшок, старалась определить его родо-половую принадлежность: является он горшком или горшницей. Считалось, что в горшнице сваренная еда будет более вкусной, чем в горшке. 


 

 

 

 

 

 


 

 


 


 

 

 

 

 

Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием,

2016 год

Смена«Цветик-семицветик» 

  Цветик-семицветик

Цветик-семицветик

 

Информационная карта программы

1

Полное название программы

Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

«Цветик - семицветик»

2

Цель программы

 Создание благоприятных и безопасных условий для отдыха и оздоровления детей, их духовно – нравственного воспитания через систему мероприятий в рамках года кино.

3

Направление деятельности

Физическое и духовно – нравственное  развитие детей средствами игры, познавательной и творческой деятельности.

4

Краткое содержание программы

Программа содержит мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации,  приложения.

5

 

Авторы программы

Воспитатель Попкова Н.А., начальник ЛДП Маковская Н.В.

 

 

6

Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу

МБОУ СОШ № 80

7

Адрес, телефон

г. Новосибирск, ул. Энгельса д.6,  3451426

8

Место реализации

Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей

9

Количество, возраст учащихся

113  обучающихся  с 6,5 до 12 лет

10

Срок реализации программы

1.06.2016 – 23.06.2016 – 1 сезон

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом, открыть для себя новый мир – мир общения с новыми друзьями, воспитателями в рамках ЛДП.

 

Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.

 Педагоги школы  уделяют большое  внимание к организации летнего пришкольного лагеря. Мы считаем, что ЛДП выполняет очень важную миссию оздоровления и духовно – нравственного воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, мероприятия ЛДП  способствуют формированию у ребят  коммуникативных навыков, социализации через деятельностный подход  и развитие личностных качеств. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе нашей школы. Обязательным является вовлечение в лагерь  ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

u      повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;

u      модернизацией старых форм работы и введением новых;

необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Цели и задачи программы

Цель Создание благоприятных и безопасных условий для отдыха и оздоровления детей, их духовно – нравственного воспитания через систему мероприятий в рамках года кино.

Задачи:

1.     Обеспечение  безопасности детей  в период каникул.

2.     Формирование творческих способностей детей, удовлетворение индивидуальных потребностей в художественно – эстетическом, духовно – нравственном, интеллектуальном  развитии.

3.     Формирование у школьников навыков общения и толерантности.

4.     Утверждение в сознании школьников нравственных, гражданско - патриотических и культурных  ценностей общества.

5.     Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.

6.     Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления, выявление индивидуальных способностей и талантов детей.

7.     Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены

1.     Безусловная безопасность всех мероприятий.

2.     Социальной активности  детей и взрослых.

3.     Многообразие видов, форм и содержания деятельности, возможности проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности  педагогами и детьми.

4.     Моделирование и создание ситуации успеха детей и взрослых, взаимосвязь педагогического управления и самоуправления, реализация которого предполагает формирование временных творческих групп.

5.     Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

Направления и виды деятельности

1.     Художественно - творческое направление

2.     Физкультурно-оздоровительная деятельность

3.     Эстетическое направление

4.     Образовательное направление

5.     Досуговая деятельность

  Физкультурно – оздоровительная работа

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

u    Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

u    Выработка и укрепление гигиенических навыков;

u    Расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:

u    Утренняя гимнастика (зарядка)

u    Спортивные игры на стадионе, спортивной площадке.

u    Подвижные игры на свежем воздухе

u    Эстафеты (спортивная игра «Веселые старты»)

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы. 

Эстетическое направление

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях  между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

 Задачи эстетической деятельности:

u    Пробуждать в детях чувство прекрасного;

u    Формировать навыки культурного поведения и общения;

u    Прививать детям эстетический вкус.

 В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.

 Основные формы проведения:

u    Знакомство с детскими фильмами в рамках года кино в России, просмотр и обсуждение фильмов

u    Экскурсии

u    Конкурсы

u    Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»

  Художественно – творческая деятельность

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей  и ознакомление с литературными произведениями русских и советских писателей, просмотр экранизаций литературных произведений  в рамках года кино, чтение художественной литературы, обсуждение, оформление выставок рисунков по произведениям и фильмам.

 Формы организации художественно-творческой деятельности:

u         Изобразительная деятельность

u         Конкурсные программы

u         Творческие конкурсы

u          Игровые творческие программы 

u         Творческие игры

u         Праздники

u         Выставка

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

 

Образовательная деятельность

В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Отсюда основные задачи образовательной деятельности:

u         Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире, о литературе, литературных героях, героях сказок и знакомство с литературными произведениями в фильмах.

u         Формирование духовно – нравственных основ личности детей через изучение и анализ литературных произведений, кинофильмов.

 

Основные формы работы:

u  Чтение литературных произведений

u  Просмотр фильмов

u  Обсуждение прочитанного, увиденного

u         Экскурсии в библиотеки

u         Участие в пушкинском фестивале в библиотеке А.Барто;

 

 

Досуговая деятельность

Задачи досуговой деятельности:

u         Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.

u         Организовать деятельность творческих мастерских.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

 

 

Этапы  реализации  программы

I этап. Подготовительный –  декабрь - май

Этот этап характеризуется тем, что за 6 месяцев до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

u     проведение совещаний при директоре и заместителе директора по подготовке школы к летнему сезону;

u     издание приказа по школе о проведении летней кампании;

u     разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей;

u     подготовка методического материала для работников лагеря;

u     отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

u     составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

II этап. Организационный – июнь

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

u      встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

u      запуск программы;

u      знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

III этап. Практический – июнь

Основной деятельностью этого этапа является:

u      реализация основной идеи смены;

u      вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

u      работа творческих мастерских.

IV этап. Аналитический – август

Основной идеей этого этапа является:

u      подведение итогов смены;

u      выработка перспектив деятельности организации;

u      анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

 

1.     Материально-технические условия предусматривают:

 

 

 

Применение

Источник финансирования и материальная база

 

Ответственные

1

2

3

4

Кабинеты

Комната отдыха, игровая комната

Материальная база школы.

 

Начальник лагеря, воспитатель,

технический персонал

Школьный двор

Отрядные дела, игры-путешествия

Материальная база

школы

Воспитатель, начальник лагеря

Актовый зал

Праздничные мероприятия и концерты, работа детской творческой мастерской

Материальная база

школы

Воспитатель,

Начальник лагеря

Медпункт

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

Материальная база школы

Медицинский работник

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база школы

Заведующая библиотекой

Школьная столовая

Завтрак, обед,

Фонд социального страхования

Заведующая столовой

Комнаты гигиены

Туалеты

раздевалка

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатель,

технический персонал

 

 

 

 

2.                     Кадровые условия.

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Координаторы смены:

u                     начальник лагеря, заместитель начальника ЛДП

Кураторы отрядов:

u                     воспитатели  (из числа педагогов школы);

Организаторы спортивных и досуговых мероприятий

u                     из числа педагогов школы

3.                     Методические условия предусматривают:

 

u                     наличие необходимой документации, программы, плана;

u                     проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;

u                     коллективные творческие дела

u                     творческие мастерские

u                     индивидуальная работа

Диагностика

 

Вводная

диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

- анкетирование;

- беседы в отрядах;

- планерки администрации лагеря, вожатых и воспитателя.

Пошаговая

диагностика

Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.

Беседы.

 

Итоговая

диагностика

Анкетирование

Творческий отзыв (рисунок «Вместе мы отряд»)

Беседы.

 

 

 

         РЕЖИМ ДНЯ ЛДП  «Цветик- семицветик»

Элементы режима дня

Пребывание детей

с 8.30 до 14.30 часов

Сбор детей

Доброе утро! Солнце встаёт – спать ребятам не даёт!

8.30 – 9.00

Утренняя линейка

На линейку всем пора, план работы узнать друзья!

9.00

Зарядка

Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку

9.05 – 9.20

Завтрак

Каша, чай, кусочек сыра – вкусно, сытно и красиво!

9.30 – 10.00

Работа по плану отрядов.

Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы.

Ждёт нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок  чудесных!

10.00– 12.30

Свободное время

Надо в порядок мысли привести!

12.30-13.00

Обед

Нас столовая зовёт, суп отличный и компот!

13.00 - 13.30

 Работа по плану отрядов, работа творческих мастерских.

Вместе с отрядом сил не жалей: пой, танцуй, рисуй и клей!

13.30-14.30

Уход домой

За день итоги мы подведём. До свидания! Завтра ждём!

14.30

 

 

День

Символ

дня

В это день проводятся……

1

Коллективный

Красный

цвет

……..коллективные мероприятия лагеря (КТД), в которых каждый ребенок принимает участие.

2

Особый

Оранжевый

цвет

…… такие мероприятия, которые не похожи на все другие дни смены.

3

Житейский

Желтый

цвет

…….такие мероприятия, в результате которых приобретается новый багаж знаний и умений

4

Задорный

Зеленый

цвет

……смешные конкурсы, веселые мероприятия

5

Главный

Голубой

цвет

….. мероприятия патриотического направления

6

Спортивный

Синий

цвет

…….спортивные соревнования

7

Фантазийный

Фиолетовый

цвет

…………мероприятия, развивающие фантазию детей

Устав лагеря

Педагоги обязаны:

1.     Иметь свой план работы и следовать ему.

2.     Организовывать активный, интеллектуально-эмоциональный и насыщенный отдых в течение дня.

3.     Жить и творить вместе с членами отряда.

4.     Предоставить каждому ребенку свободу выбора.

5.     Уметь понимать себя и других.

6.     Знать о местонахождении каждого ребенка в течение дня.

7.     Быть искренними.

8.     Помочь каждому ребенку, если ему трудно.

9.     Верить в свой отряд.

Педагог имеет право:

1.       Быть не руководителем, а товарищем.

2.       Помогать членам отряда в реализации их идей.

3.       Помнить, что воспитывают не только словом, но и делом и личным примером.

4.       Чаще вспоминать, какими они были в детском возрасте.

Дети обязаны:

1.        Неукоснительно соблюдать режим.

2.        Бережно относиться к имуществу лагеря.

3.        Принимать активное участие во всех мероприятиях.

4.        Найти себе занятие по душе.

5.        Быть полезным для других.

6.        Верить в себя и свои силы.

7.        Реализовывать все свои способности и таланты.

8.        Не скучать.

Дети имеют право:

1.        Иметь свою точку зрения и уметь её отстоять.

2.        Разделить с педагогами ответственность за организацию жизни отряда.

3.        Иметь время для занятий по интересам.

4.        Обсуждать любые вопросы, связанные с жизнью отряда.

5.        Фантазировать. Изобретать. Творить.

   Законы и правила лагеря

    Закон хозяина.

Лагерь - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.

Закон точности.

Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.

Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.

Закон поднятых рук.

Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.

Каждый в ответе за то, что с ним происходит.

Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.

Верь в себя и свои силы.

Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.

 

 

 

 

 

 

2015

Второй сезон  летнего лагерь при школе работает по программе «Цветик-семицветик».

Начальник ЛДП  2 сезона - РОМАНЦОВА Виктория Викторовна.

Лагерь располагается в здании школы № 80, на втором сезоне  в ЛДП 1 отряд, имеются игровая комната, актовый,  спортивный зал, спортивная площадка.


 

 

Питание в лагере двухразовое

 

 

Программа лагеря " Калейдоскоп", подпрограмма сезона " Цветик- Семицветик" .
Цель программы: создание безопасных условий для отдыха и оздоровления детей.
Задачи:

  • сохранение личной безопасности,
  • формирование творческих способностей,
  • привитие навыков здорового образа жизни,
  • приобщение детей к творчеству

 

 

 

 Программа реализуется коллективом педагогов- воспитателей с первой и высшей категорией. Наши педагоги: Романцова Виктория Викторовна, Караваева Светлана Викторовна, Бернат Ольга Владимировна.

 

 

 Информационная среда в лагере

 Информационный стенд ЛДП, Уголок безопасности, Уголок дорожной безопасности, Уголок безопасности на воде, Информация для родителей, отрядный уголок.

 

 

 

Программа ЛДП "Цветик - семицветик" посвящена Году литературы в России. Воспитанники ЛДП  узнают много сказок русских и советских писателей, примут участие  в литературной викторине по сказкам, проведут парад сказочных героев, инсценируют сказки, сделают рисунки к сказкам и оформят выставку  рисунков по сказкам.  в ЛДП работают кружки: "Оригами", "Веселые краски", "Умники и умницы", "Юный медик", "Спортивный час", "Знатоки ПДД", "Теневой театр".
Наш отряд - "33 богарыря".


 

 

 

  1. 29 июня в ЛДП была проведена викторина "Мой Новосибирск", посвященная Дню города, состоялся просмотр фильма о Новосибирске,  все ребята ответили на вопросы викторины. Молодцы!

  2. 30 июня состоялось открытие 2 сезона лагеря - "Минута славы", где ребята показали все свои таланты в пении,танцах! Был оформлен отрядный уголок и Дерево настроения! Все молодцы!

  3. 1 июля ребята повторили ПДД и успешно ответили на вопросы викторины по ПДД. Молодцы!

  4. 2 июля  состоялась экскурсия в ДК "Приморский", были проведены "Веселые старты", всем очень понравилось! Все молодцы!

  5. 6 июля на занятии кружка "Оригами" все ребята научились делать "лягушку", молодцы!

 

 

В ЛДП имеется пропускная система через турникет, пункт охраны, осуществляется ежедневный контроль с помощью видеосистемы.. Памятки по пожарной,дорожной, антитеррористической безопасности, безопасности на воде размещены  в Уголке безопасности.

Беседа доктора.

 

 

Секция каратэ.

На стадионе.

Дата последнего обновления страницы 22.01.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»